Текст 1.

1)Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря ландшафту и климату. (2)Красоту русской природы создавал своим многовековым трудом русский крестьянин. (3)Он пахал землю и тем задавал определенные габариты своей пашне, проходя по ней плугом. (4)Поэтому рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. (5)Распахивая землю, человек убирал в ней все резкие бугры, камни. (6)Хождение крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавало «полосыньки» ржи, но ровняло границы леса, формировало его опушки, создавало плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру. (7)А с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (8) Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, идущих в унисон друг с другом, точно голоса в древнерусских песнопениях. (9)Пахарь укладывал борозду к борозде, как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (10)Так лежат в избе бревно к бревну, в изгороди – жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги, как стадо, идущее к водопою.

(11)Тот, кто был в Кижах, видел, вероятно, что вдоль всего острова тянется каменная гряда. (12)Гряда высокая, она плавно изгибается, точно хребет гигантского животного, повторяя изгибы бегущей рядом дороги. (13)Этот хребет образовывался столетиями. (14)Крестьяне освобождали свои поля от камней – валунов и булыжников – и сваливали их здесь, у дороги. (15)Так образовывался ухоженный рельеф большого острова, весь дух которого пронизан ощущением многовековья.

(16)Можно сказать, что пейзаж на Руси в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. (17)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, а с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (18)Отметим, что обе эти культуры как бы поправляли друг друга и создавали гармоничность русской равнины.

(19)Таким образом, отношения природы и человека строятся по принципу взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается, обогащаясь за счет другой.

(По Д.С. Лихачеву)

 

Пример сочинения-рассуждения по статье Д. С. Лихачёва

Каким должно быть взаимодействие человека и природы? Вот проблема, поставленная в статье академика Д. С. Лихачёва. Носит ли эта взаимосвязь односторонний характер, и человек - лишь потребитель природных богатств: плодородия почвы, запасов воды, полезных ископаемых? Или назначение человека - в том, чтобы, разумно и бережно относясь к природе, не только не разрушить её, но и преобразить на началах разума и красоты?

Проблема эта  - одна из самых современных и злободневных. Всё больше человек вторгается в природное равновесие и, увы, зачастую разрушает его. Лесные пожары, пересыхание рек, разрушение озонового слоя - тому примеры. Не слишком ли  самоуверенно и бездумно распоряжаются ныне люди в природном доме? Есть ли примеры иного сосуществования человека и окружающей среды?

Деятельность наших предков - яркий пример гармоничного соседства с природой, как полагает академик Лихачёв. Своим земледельческим трудом, очерченными границами лесов и пашен, лугов и полей вносил русский крестьянин определённый порядок в окружавший его пейзаж. Да и сама мера воздействия человека не природу была не разрушительной, а упорядочивающей, почти эстетической.

Нам, современникам, возможно, стоит и прислушаться к словам Лихачёва, и поучиться разумному, бережному отношению к природе наших предков. Ведь любовь к родине - это не только состояние души, но и стремление сделать свою землю лучше, краше, жить в единстве с ней. Вспомним, как в пушкинской "Деревне" подмечено неразрывное единство ландшафта и присутствия плодов человеческого труда, взаимно дополняющие друг друга:   

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда...

В любви к русской природе, её лесам и пашням, мирным картинам земледельческого труда признавался и Лермонтов в стихотворении "Родина":

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз...

Лишь осмысленное, бережное, разумное отношение к природе человека способно сделать его её достойным сыном - вот вывод, который следует из раздумий академика Лихачёва о русской природе и русской культуре.

 

Текст 2

 

(1)То, что человечество в основе своей едино, – это очевидно, но и национальные особенности – тоже достоверный факт. (2)Отрицать наличие национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым.

(3)В самом деле, представьте себе, что вы путешествуете в вагоне и сутками видите из окна один и тот же пейзаж, даже очень живописный… (4) Например, поля спелой ржи, облитые солнцем и волнуемые беспокойным ветром. (5)Через какое-то время вы почувствуете, что ваше путешествие скучно: исчезает интерес к увиденному, гаснет любовь к стране, по которой вы едете. (6)Ребенок не полюбит куклу, если он будет знать, что все куклы выглядят совершенно одинаково и лишены индивидуальных черт, придающих каждой из них неповторимость. (7)Признак индивидуальности играет огромную роль в привязанности к чему бы то ни было и к кому бы то ни было. (8)Индивидуальные особенности народов побуждают нас любить не только народ, к которому мы не принадлежим, но в первую очередь свой собственный народ. (9)Если нет индивидуальных особенностей, отличающих вашу местность от другой, ваше село от другого, ваш город от другого и ваш дом от соседних, то ваша страна превращается в пустыню, скучную, неинтересную. (10)А вы – в людей, лишенных любви к родным местам и к собственному народу.

(11)Однако при этом ошибкой было бы считать, что все особенности каждого народа единственные в своем роде, что они свойственны только данной нации, только данной стране. (12)Нет, уникальность народа – в определенной совокупности общих и самобытных черт и в неповторимом их соединении. (13)Достоевский, рассуждая о национальном и общечеловеческом, писал так: «Судьба распределила между народами задачи: развить ту или иную сторону общечеловеческого… (14)Резких различий в народных задачах нет, потому что в основе каждой народности лежит один общий человеческий идеал, но оттененный местными красками…»

(15)Можно только радоваться, что мы живем в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы – различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру.

(По Д.С. Лихачеву)

Пример сочинения- рассуждения по статье Д. С. Лихачёва

 

Многообразие культурных традиций разных народов - факт неоспоримый в нашей жизни. Но часто встаёт проблема: есть ли общее, есть ли своеобразные "точки соприкосновения" между различными культурами? Часто мы, видя различия между образом жизни, обычаями и традициями различных народов, считаем других лишь "чужаками".

В современном мире, к сожалению, проблема межнациональной розни встаёт остро. Многие локальные военные конфликты напрямую связаны с нею. Пример нашей страны - тому подтверждение. Ушло время, когда понятие "дружбы народов" являлось определяющим.

В статье академика Д.С. Лихачёва понятия "единство человечества" и "индивидуальные особенности народов" являются взаимосвязанными. Во-первых, автор указывает, что неповторимость и самобытность каждого народа является основой чувства патриотизма. А во-вторых, нет народов и культур, между которыми нет совершенно ничего общего; всё дело во многом в уникальности, неповторимости сочетания универсальных, близких разным культурам качеств.

Стоит глубоко задуматься над позицией автора. Действительно, такие понятия, как уважение к предкам, интерес к истории своей земли, верность родине, честь, человеческое достоинство, мужество свойственны всем народам. Поэтому каждый народ достоин уважения. Эта мысль всегда была определяющей и в русской литературе. Как вдохновенно и поэтически изображен быт и обычаи Кавказа в поэме Пушкина "Кавказский пленник":

Но европейца всё вниманье

Народ сей чудный привлекал.

Меж горцев пленник наблюдал

Их веру, нравы, воспитанье,

Любил их жизни простоту,

Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту,

И легкость ног, и силу длани...

А в романе Лермонтова "Герой нашего времени" русский офицер Максим Максимыч, вспоминая о Казбиче, восхищался его удали и отчаянной смелости: "А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре". В другом месте читаем: "Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко...".

Таким образом, в основе индивидуальности каждого народа лежат всё-таки общечеловеческие ценнности. которые по-разному реализуются в национальных особенностях.

 

Текст3

 

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место. (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову)

Пример сочинения-рассуждения по  тексту  Л.Леонова

       

В периоды трудных испытаний от каждого человека требуется осознание сопричастности своей жизни судьбе родины, народа. Чувство долга, стремление к максимальной самоотдаче во имя высоких идеалов требует от человека, в свою очередь,  нравственного взросления. Именно эта проблема поднята в романе Л. Леонова «Русский лес».

     Особенно остро проблема эта встала перед молодым поколением начала Великой Отечественной войны. Сменить вчерашнюю школьную парту на место в военном строю пришлось многим молодым ребятам. Они, мечтавшие о любви и счастье, должны были стать защитниками своей страны. Но и сегодня, в совершенно иное время, с вопросом о нравственном становлении встречается каждый.

     Родиону, герою романа Л. Леонова, пришлось сполна ощутить трагические события начала войны: череду непрерывных отступлений Красной Армии под натиском фашистских оккупантов,   первые поражения и потери. Чувство неизбывной вины вызывали жители городов, сёл, оставляемых врагу. Скромные полевые цветы, подаренные незнакомой девочкой молодому солдату, стали для него символом доверия, символом надежды на победу над врагом. Оправдать долг защитника Отечества стало для героя важнейшим жизненным вопросом. Автор показывает, что для нравственного взросления человека необязателен путь долгих тягот и испытаний, порой достаточно одного значительного события в жизни.

       Нельзя не согласиться с этой позицией Л.Леонова, действительно, и сегодня с вопросом о нравственном становлении встречается каждый. Каким станешь ты, зависит только от самого человека, порой достаточно одного значительного события в жизни.

        Темам долга и взросления человека посвящена история Петра Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка». Не в ожесточённых схватках с пугачёвцами выработался характер Гринёва, а в стремлении следовать понятию чести, данному слову. Подлинным героем предстаёт он в сцене отказа служить Пугачёву, в истории спасения Маши Мироновой. Вспоминается и путь нравственных поисков Пьера из романа Толстого «Война и мир». Являясь лишь свидетелем, а не  участником Бородинского сражения, герой Толстого ощутил свою причастность великому национальному подъёму русского народа в борьбе против наполеоновского нашествия, что определило в дальнейшем его участие в декабристском освободительном движении.

        Разными путями может прийти человек к высоким идеалам, в том числе и к осмыслению особенно ярких, значимых событий в своей жизни.

 

Текст 4

 

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.

(2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.

(3)Лейтенант решил воспользоваться затишьем. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в Москву ему и молоденькому телефонисту Федосееву. (5)За счёт положенного времени разрешу, - сказал замполит. (6)В самом деле, негоже защитникам Москвы не увидеть Москвы!

(7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на попутной машине добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром.

(8)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (9)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (10)Пора выходить.

(11)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (12)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (13)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (14)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза румяные, особенно девушки. (15)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

(16)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (17)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (18)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (19)Лейтенант объяснил, что это камуфляж.

(20)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (21)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.

 (22)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (23)Вторично спустились в метро. (24)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (25)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (26)На станции «Курская» работал филиал Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (27)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!

(28)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (29)Это чувство острее у человека, который не так много путешествовал. (30)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(31) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (32)Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву)

Сочинение по тексту Е.Воробьёва.

 

Любовь к своей стране, к её историческому наследию, уверенность в завтрашнем дне, мужество, вера в победу – качества, которые были необходимы и воинам, и труженикам тыла в годы войны. В чём состоит истинный патриотизм – вот проблема, поднятая Е. Воробьёвым.

 Актуальна ли данная проблема в нынешнее время?

Необходимость всенародного подвига в дни войны была жизненно важным вопросом исторического значения. В настоящее время, к счастью, нет каждодневной необходимости в подвиге самопожертвования. Однако любовь к Отечеству по-прежнему неотделима от уважения к своему прошлому, от стремления вписать новые, достойные страницы в будущую историю своей страны.

В изображении будней военной Москвы автором передано стремление жителей сохранить исторический и культурный облик столицы. Закамуфлированный фасад Большого театра, памятник Минину и Пожарскому, тщательно оберегаемый от налётов вражеской авиации, – это суровые реалии войны. Но даже в военное время москвичи с уверенностью смотрят в завтрашний день. Дом рожениц, филиал Исторической библиотеки, - это уверенная поступь жителей столицы в будущее. Автор убеждён, что неколебимая вера в победу объединяет весь советский народ, стремящийся приблизить её и в тылу, и в ратном подвиге.

С таким утверждением Е.Воробьёва нельзя не согласиться.Примеры общенационального подъёма, единения народа, изображены  были ещё в романе Л. Толстого «Война и мир».

 Патриотический подъём на страницах романа Л. Толстого «Война и мир» показан не только в батальных сценах. Смоленский купец Ферапонтов, раздающий русским солдатам муку перед вступлением в город французов; воодушевление и консолидация московского дворянства, организующего ополчение; вид самих ополченцев, строящих укрепления перед Бородинским сражением; решение пятнадцатилетнего Пети Ростова идти в армию, «…потому что Отечество в опасности» - яркие примеры объединения всех слоёв общества, всего народа в борьбе с врагом.

  В стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» герой обращается к нам:

 

  Я вам жить завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать – не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – брата,

Что погиб за неё.

 

    Вот в чём и состоит истинный патриотизм, и проблема, поднятая Е. Воробьёвым, всегда актуальна.

 

 


Контакт

e-mail:kliliv@mail.ru

моб.тел.  8 903 526 91 03